Коренные преобразования в системе образования Узбекистана были начаты в 1997 году принятием нового закона «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров. Значение реформирования системы образования необходимо рассматривать в демографическом аспекте Узбекистана: согласно Мониторинговому отчету ЮНИСЕФ за 2003 год 11 миллионов из 26 миллионов населения – это молодежь в возрасте до 17 лет, что составляет 42 % от всего населения республики.
Национальная программа по подготовке кадров (НППК) представляет собой долгосрочную программу совершенствования образования и развития системы непрерывного образования в республике. Программа рассчитана на три этапа реализации:
Первый этап (1997-2001) заложил правовую, кадровую, научно-методическую и финансовую базу для реформирования и развития системы образования; реализация программы стала неотъемлемой частью деятельности всех государственных, научных, промышленных и неправительственных структур; начала действовать новая система непрерывного образования, включая новые виды средних специальных учебных заведений (профессиональных колледжей и академических лицеев), а также двухуровневую систему высшего образования.
Второй этап (2001-2005) направлен на полномасштабную реализацию НППК с опорой на результаты мониторинга предыдущего этапа; особое значение на этой стадии уделено улучшению качества образования и повышению квалификации преподавателей.
Третий этап (с 2005 года) – усовершенствование и дальнейшее развитие программы. Расширение международного сотрудничества рассматривается в качестве одного из механизмов достижения целей Национальной программы.