Темпус в Узбекистане

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Болонский процесс и Лиссабонская стратегия

E-mail Печать PDF

Задачи и цели реформирования высшего образования Европы связаны непосредственно с реализацией двух его основополагающих документов – Болонского процесса и Лиссабонской стратегии.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

В настоящее время 46 стран при поддержке ряда международных организаций принимают участие в Болонском процессе, направленном на создание общеевропейского пространства высшего образования (ОПВО). Начавшийся в 1999 г. процесс продолжает динамично развиваться, и каждые два года (2001г– Прага, 2003г.– Берлин, 2005г – Берген, 2007г. – Лондон) пересматриваются его цели и задачи. Очередная встреча министров образования состоялась в Лёвене (Бельгия) в апреле 2009 г.

По итогам министерской конференции, прошедшей в мае 2007 г. в Лондоне, было принято коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализации».

В Лондонском коммюнике подведены итоги и установлены приоритетные задачи на последующие два года по следующим направлениям:

  • Мобильность является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества и вносит вклад в улучшение качества высшего образования и научных исследований. Будет продолжена работа по решению проблем, связанных с иммиграцией, признанием дипломов, недостаточностью финансовых стимулов, негибкостью пенсионных схем.
  • На национальном и институциональном уровнях достигнут значительный прогресс в переходе на три цикла высшего образования. Отмечена необходимость реформирования образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда и задачами продолжения образования, повышения уровня трудоустройства и т.д.
  • Объективное признание квалификаций высшего образования, периодов обучения и ранее полученного образования рассматривается в качестве важнейшего элемента ОПВО. Для совершенствования деятельности в области признания рабочей группе поручено организовать проведение анализа национальных планов действий  и распространение передового опыта в рамках сетей ENIC/NARIC [1]
  • Квалификационные рамки являются центральным элементом развития ОПВО и важными механизмами достижения сравнимости и прозрачности, которые помогают вузам в разработке модулей и программ обучения, содействуют признанию квалификаций и всех форм ранее полученного образования. Необходимы дополнительные усилия по полномасштабной реализации к 2010 году национальных рамок квалификаций, сертифицированных относительно общей структуры ОПВО, которые будут сопоставимы с предлагаемой Европейской Комиссией Европейскими рамками квалификаций для непрерывного обучения.
  • Согласно данным сводного отчета определенные элементы гибкого обучения в течение всей жизни уже существуют в большинстве стран, однако необходимо осуществить системную разработку гибких траекторий обучения.
  • Было отмечено, что стандарты и рекомендации по обеспечению качества в рамках ОПВО, одобренные в Бергене, получили широкое использование, а также повысилась степень участия студентов. Будет продолжено международное сотрудничество в отношении взаимного признания и аккредитации. Достигнута договоренность об учреждении Реестра европейских агентств по обеспечению качества высшего образования.
  • Остается приоритетным направление более тесного сотрудничества ОПВО (EHEA) с Европейским пространством научных исследований (ERA). Высшим учебным заведениям необходимо предпринимать усилия по введению программ  докторантуры в свои институциональные стратегии и сосредоточить усилия по предоставлению возможностей и разработки траекторий развития карьеры для докторантов и начинающих исследователей.
  • В аспекте социального измерения необходимо повышать роль высшего образования в обеспечении общественного единства, уменьшении неравенства и повышения уровня знаний, умений и компетенций в обществе. Поступление и завершение высшего образования всех уровней должно отражать разнообразие населения стран ЕС, студентам должна предоставляться возможность беспрепятственно завершить обучение независимо от их социального и экономического положения.
  • Европейское пространство высшего образования в глобальном аспекте. Было с удовлетворением отмечено, что во многих регионах мира реформы в рамках Болонского процесса вызывают серьезный интерес и уже привели к началу дискуссий между европейскими и международными партнерами по целому ряду вопросов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию информационного обеспечения и повышения привлекательности и конкурентоспособности ОПВО (EHEA), по укреплению сотрудничества на основе партнерства [2] и усилению политического диалога, совершенствованию процедур признания.   – данную часть можно оставить или просто заменить последней информацией по Левену

По результатам  последней министерской встречи 2009 г. было принято т.н. Левенское коммюнике «Болонский процесс - 2020» [3], которое:

  • подтверждает актуальность задач, поставленных Болонской декларацией и политики, разработанной в последующие годы;
  • подчеркивает необходимость дальнейших обязательств/действий по реализации Болонской декларации;
  • определяет роль высшего образования в следующем десятелетии в процессе создания ‘Европы знаний – созидательной и инновационной’. Учитывая эту роль и вызовы, с которыми сталкивается Европа, высшее образование заявлено приоритетным направлением общественного инвестирования.

Основными приоритетами в области высшего образования в грядущем десятилетии являются

  • Дальнейшее развитие социального измерения: страны-участницы определят  национально измеримые цели для более широкого охвата населения высшим образованием, в особенности недостаточно представленных групп/слоев;
  • Обучение на протяжении всей жизни должно стать составной частью системы образования: реализация политики обучения на протяжении жизни через партнерство с соответствующими заинтересованными сторонами и разработку национальных квалификационных рамок. Имеется в виду само-сертифицирование  в направлении образования квалификационной структуры ЕЗВО к 2012г.;
  • Содействие занятости: определена цель – улучшение исходных/первоначальных квалификационных характеристик и поддержка, обновление высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Лиссабонская стратегия

Стратегия, принятая на Лиссабонском саммите ЕС в июне 2000 г., направлена  на  создание самой конкурентоспособной в мире экономики Евросоюза к 2010 г. Стратегия рассматривает университеты в качестве важных партнеров, признавая значимость их научной деятельности, передовой опыт в исследованиях и инновациях, наличие ресурсов и конкурентоспособность.

Лиссабонская стратегия охватывает государства-члены Европейского Союза (27 стран), т.е. меньшую Европу, чем общее количество стран, задействованных в Болонском процессе (46 стран). Руководство Лиссабонской стратегией осуществляется Европейской Комиссией и ответственными лицами в странах-членах ЕС.

Основными приоритетами Лиссабонской стратегии являются:

1) повышение конкурентоспособности (путем инвестиций в научные исследования и укрепления единого рынка);

2) занятость (фокус на создание рабочих мест, улучшение возможностей трудоустройства, инвестиции в человеческие ресурсы);

3) совершенствование социальной защиты, пенсионной системы и здравоохранения;

4) обеспечение более высокого и устойчивого экономического роста (через стимулирование инвестиций в новые технологии и развитие инновационного бизнеса).

В соответствии с Лиссабонской стратегией будет продолжена работа по повышению конкурентоспособности ОПВО путем увеличения инвестиций в научные исследования, в новые технологии и развитие инновационного бизнеса, усиление общественного признания роли ученых, а также создание для них необходимых условий в развитии научно-исследовательской деятельности.

Генеральный Директорат Европейской Комиссии по образованию и культуре

http://ec.europa.eu/education/policies/educ/bologna/bologna_en.html

Болонский процесс

http://www.dfes.gov.uk/londonbologna/

http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/

Лиссабонская стратегия

http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm#1

--------------------

[1] Европейская информационная сеть и сеть Национальных информационных центров по академическому признанию.

[2] Программы Темпус и Эрасмус Мундус, Эрасмус Мундус “Окно внешнего сотрудничества”, финансируемые Европейской Комиссией, оказывают содействие в реализации вышеназванных задач путем сотрудничества со странами-партнерами в Западных Балканах, Восточной Европе, Центральной Азии и Средиземноморье. Информация о деятельности программы Темпус в республике размещена на сайте http://www.tempus.europahouse.uz

[3] «The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade».//Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009.

 

Национальный офис Темпус в Узбекистане

Республика Узбекистан, г.Ташкент, 100084
ул.Амира Темура, 107Б
11-й этаж
Тел.:+(998-71) 2389921, 2389918
Факс: +(998-71) 2385899

 

 

Веб-сайт создан при поддержке программы Темпус Европейского Союза, финансируемой Генеральным Директоратом по развитию и сотрудничеству (DEVCO) и Генеральным Директоратом по расширению (DG ELARG)

 

Веб-сайт отражает точку зрения авторов; Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA) и Европейская Комиссия не несут ответственности за использование содержащейся на сайте информации