Темпус – это программа Европейского Союза по поддержке модернизации систем высшего образования в странах-партнерах Западных Балкан, Восточной Европы и Центральной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Программа содействует созданию пространства для сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и окружающими его странами-партнерами. Темпус способствует добровольному сближению с инициативами ЕС в области высшего образования, исходящими из Лиссабонской стратегии по увеличению рабочих мест и обеспечению роста и Болонского процесса по созданию общеевропейского пространства высшего образования.
Программа Темпус IV (2007-2013) финансирует Совместные Проекты и Структурные Мероприятия путем проведения ежегодного конкурса.
Информация об условиях и сроках участия в конкурсе размещается на веб-сайте программы: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/index_en.php
Наряду с лидирующими в партнерстве высшими учебными заведениями в проектах Темпус могут быть задействованы также учреждения, организации и предприятия, которые непосредственно связаны с системой высшего образования.
Совместные проекты предусматривают возможность участия одной или нескольких стран-партнеров. Национальные проекты предполагают участие одной страны-партнера и должны отвечать национальным приоритетам. Проекты с участием нескольких стран должны соответствовать региональным приоритетам или национальным приоритетам каждой страны-партнера.
1. СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Совместные проекты реализуются на институциональном уровне и нацелены на разработку новых и модернизацию существующих учебных программ, улучшение университетского управления, расширение связей с обществом, развитие непрерывного обучения и т.д.
2. СТРУКТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Структурные мероприятия реализуются на национальном уровне и направлены на содействие в решении вопросов реформирования системы высшего образования, включая вопросы управления и взаимодействия между сферой высшего образования и обществом, производством, а также сближения с направлениями развития высшего образования в ЕС.
Мероприятия предусматривают проведение исследований, национальных, региональных и тематических конференций и семинаров, обучения, консультации по вопросам формирования политики и распространение информации.
Национальные приоритеты Темпус в Узбекистане
Совместные проекты
Реформа учебных программ: технические дисциплины и технологии, медицина
Высшее образование и общество: развитие партнерства с предприятиями
Структурные Мероприятия
Реформа системы управления: обеспечение качества
Высшее образование и общество: треугольник знаний (образование-инновации-исследования)
Региональные приоритеты для стран Центральной Азии
Совместные проекты
Реформа учебных программ: образование/обучение, право, эффективное управление, управление водными ресурсами, энергетика, защита окружающей среды
Реформа системы управления: управление университетами и студенческие службы, обеспечение качества, институциональная и финансовая независимость и отчетность, развитие международных отношений.
Высшее образование и общество: развитие связей с предприятиями, треугольник знаний (образование-инновации-исследования), квалификационные рамки
Структурные Мероприятия
Реформы в области управления: обеспечение качества, развитие международных отношений
Высшее образование и общество: развитие связей с предприятиями, треугольник знаний (образование-инновации-исследования), организация учебных курсов для госслужащих, квалификационные рамки.
Потенциальным участникам программы во избежание дублирования необходимо ознакомиться с деятельностью завершившихся и текущих проектов Темпус, список которых с адресами их страниц в Интернете можно найти на вебсайте Национального офиса Темпус в Узбекистане http://www.tempus.europahouse.uz
Темпус в Узбекистане
Всего за весь период деятельности программы Темпус в Узбекистане с 1994 года профинансировано 76 проектов (на общую сумму 19.8 млн евро) с участием 43 высших учебных заведений из различных регионов республики и 27 неакадемических структур, включая министерства, учреждения и производственные объединения. В рамках Темпус III (2000-2006) были также выделены 122 гранта на индивидуальную мобильность.
Наибольшее количество проектов Темпус в республике было посвящено разработке учебных программ на уровне магистратуры и бакалавриата (главным образом в области технических дисциплин и прикладных технологий), что оказало значительное содействие в реализации Национальной Программы по подготовке кадров, а именно внедрению двухступенчатого высшего образования. Благодаря проектам Темпус были введены новые специальности (пищевая безопасность, прикладная экология), разработаны новые учебные программы и курсы, обновлены текущие программы при непосредственном участии производственных предприятий и заинтересованных организаций.
В настоящее время в рамках текущих проектов в сотрудничестве с европейскими университетами идет работа по созданию новых учебных программ в области космических технологий, управления земельными ресурсами, компьютерного моделирования и курсов повышения квалификации преподавателей профессиональных колледжей и академических лицеев.
Темпус IV в Узбекистане
В рамках первого конкурса Темпус IV (28 апреля 2008 г.) были отобраны для финансирования три проекта с участием вузов республики. Их реализация началась в январе 2009 года.
«NMPLIS: Новая магистерская программа в области информационно-библиотечной науки»
Цель проекта: Разработка эффективных учебных программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для библиотек и информационно-ресурсных центров (ИРЦ) с использованием прогрессивных методов и средств обучения
Партнерство:
Университет Миддлсекс (Великобритания) - грантополучатель
Университет Роберта Гордона (Великобритания)
Барселонский университет (Испания)
Университет Пармы (Италия)
Институт высшего образования Резекне (Латвия)
Армения: Фундаментальная научная библиотека NAS RA, Международный научный учебный центр NAS RA
Грузия: Государственный университет им. Чавчавадзе, Грузинская библиотечная ассоциация
Узбекистан:
Ташкентский институт культуры
Ташкентский университет информационных технологий
Запланированные результаты: разработка, внедрение и оценка новой учебной программы; отбор и обучение преподавателей в странах-партнерах; обеспечение долгосрочного развития новой инновационной учебной программы; создание центров ИКТ, обеспечивающих широкий доступ к разнообразным учебным материалам; внедрение механизмов обеспечения качества образования в целях устойчивого развития библиотечного и архивного дела в трех странах-партнерах. Для 15 преподавателей вузов Узбекистана, Армении и Грузии предусмотрено обучение по магистерской программе в европейских университетах, сотрудники которых в свою очередь будут преподавать на курсах магистратуры в вузах стран-партнеров; в обучение по библиотечному и архивному делу будет введен курс английского языка; студенты пройдут практику в университетах Европейского Союза. Инфраструктура учебных заведений в странах-партнерах будет усовершенствована с учетом современных технологий, включая виртуальную среду обучения и систему документооборота.
«PERSEUS: создание общественно-полезных университетов по принципу «исследования – наука - производство»
Цель проекта: установление структурных связей между высшими учебными заведениями и предприятиями при поддержке государственных органов; распространение европейского опыта региональных исследований и подготовка материалов, необходимых для расширения взаимодействия между вузами и предприятиями и развития обучающей среды (learning regions).
Партнерство:
Университет Сантьяго де Компостела (Испания)- грантополучатель
Свободный Брюссельский университет (Бельгия)
Магдебургский университет, (Германия)
Университет Лапландии (Финляндия)
Вильнюсский университет (Литва)
Масарыкский университет в Брно (Чехия)
Ассоциация UNINOVA (Испания)
Общественное объединение «Sunrise Valley» (Латвия)
Таджикистан: Таджикский государственный коммерческий университет, Худжандский филиал технологического университета, Хорогский государственный университет, Кулябский государственный университет, Кулябский филиал технологического университета, Таджикский технический университет им. академика Осими
Кыргызстан:
Бишкекский Деловой Клуб, Иссык-кульский государственный университет, Джалал-абадский университет экономики и предпринимательства, Киргизский экономический университет, Министерство экономического развития и торговли, Кыргызский Национальный университет,
Министерство образования, науки и культуры, Таласский государственный университет, Академия TeachEx
Казахстан:
Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби, Алматинский технологический университет, Южно-Казахстанский университет им. Ауезова, Карагандинский экономический университет, Западно-Казахстанский университет им. Утемисова
Узбекистан:
Международный Вестминстерский университет в Ташкенте
Бухарский государственный университет
Самаркандский институт экономики и сервиса
Ургенчский государственный университет
Ташкентский государственный экономический университет
Каршинский инженерно-экономический институт
Андижанский инженерно-экономический институт
Запланированные результаты: создание научно-исследовательских инновационных центров в каждом вузе; создание транснациональной исследовательской базы данных, которая будет способствовать подготовке будущих региональных исследовательских проектов в Центральной Азии; проведение совместных исследований университетами и предприятиями, а также участие представителей производства в учебном процессе; создание интерактивного вебсайта; совершенствование правовой основы и необходимых структурных преобразований вузов и предприятий для обеспечения их взаимодействия.
«AIDA: повышение информированности, рост интереса, стимулирование действий и заинтересованности по расширению Болонского процесса в Центрально-азиатских странах и России»
Цель проекта: создание Национальных групп практиков Болонского процесса – Тетрагонов (Tetragons) – в странах-партнерах (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия) с целью разработки и реализации стратегии продвижения Болонского процесса в соответствии с культурным своеобразием своих стран и передовым европейским опытом. Данные структуры объединят четыре основные группы заинтересованных в Болонском процессе сторон – преподавателей, работодателей, органы власти и студентов.
Партнерство:
Университет им. Пьера Мендеса (Франция) - грантополучатель
Университет L'Aquila (Италия)
Студенческий союз Eponyme (Франция)
Производственное предприятие AUEG (Франция)
Вроцлавский университет наук об окружающей среде и жизни (Польша)
Россия: Уральский государственный технический университет, Федеральное Агентство образования Министерства образования и науки России, Союз промышленников и предпринимателей Свердловского региона, Студенческий союз Уральского государственного технического университета
Казахстан: Кустанайский социально-технический университет им. Зулкарная Алдамжара, Министерство образования, Акционерное Общество "Костанай Минералс", Региональное подразделение молодежного совета "ZHAS OTAN"
Кыргызстан: Министерство образования и науки, Иссык-кульский государственный университет им. Тыныстанова, Объединение «Atakench", Студенческий профсоюз Иссык-кульского государственного университета им. Тыныстанова
Узбекистан:
Министерство высшего и среднего специального образования
Акционерное общество открытого типа «Узметкомбинат»
Ташкентский государственный технический университет
Молодежное движение “Камолот” в ТашГТУ
Запланированные результаты: обучение Национальных групп, разработка стратегического плана для каждой команды, создание необходимой инфраструктуры в каждой из стран-партнеров; становление тесного сотрудничества между заинтересованными сторонами и государственными структурами для институциональной и национальной поддержки Болонской реформы, обеспечение эффективности предпринимаемых в её рамках действий, как на академическом, так и на общественном уровнях.